Страница 1340

ЛЕЗЕН (Leysin) , горноклиматический курорт в Швейцарии, на склонах Бернских Альп, на высоте 1268-1398 м, близ Женевского оз., к юго-востоку от Лозанны. Центр туризма и зимнего спорта.

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmuller) Густав (1832-88) , немецкий философ. Развил учение христианского персонализма, соединял принципы учения Г. В. Лейбница с идеями И. Канта и И. Г. Фихте.

ФОТОТЕЛЕГРАММА , изображение плоскости оригинала (напр., рукописного текста, чертежа, фотоснимка), передаваемого по сети факсимильной связи.

ИОАНН РИЛЬСКИЙ (ок . 876-946), монах-пустынножитель, преподобный, основатель Рильского монастыря (Болгария). Память в Православной церкви 18 (31) августа, 19 октября (1 ноября).

РОТМИСТР (польск . rotmistrz, от нем. Rittmeister, от Ritt - отряд кавалеристов и Meister - начальник), офицерский чин в кавалерии русской и некоторых иностранных армий; соответствовал чину капитана в других родах войск. В России - с 30-х гг. 17 в. в конных полках "иноземного строя", с 1731 в тяжелой, с 1763 в легкой кавалерии, с 1882 в драгунских полках. Воинское звание в армиях Чехии и Словакии.

МАБЛИ (Mably) Габриель Бонно де (14 марта 1709 , Гренобль - 23 апреля 1785, Париж), французский просветитель, автор трудов по международному праву, социально-политическим вопросам и истории.БиографияРодился в богатой семье, принадлежавшей к "дворянству мантии" и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона. Брат философа Кондильяка и двоюродный брат выдающегося математика Д'Аламбера. Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе. Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный "рассадник прелатов" Франции. После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 публикует свой первый труд "Параллели между римлянами и французами", где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан. "Паралелли" принесли Мабли известность и помогли стать секретарем кардинала де Тансена, назначенного в 1742 министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведет дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли была замечена многими, король все чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола. Труды Европейскую известность принес ему труд "Публичное право Европы" (1748) - свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведен на многие языки, став в 18 в. учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков. Социологические представления Полнее всего выражены в трудах "О правах и обязанностях гражданина" (1758, опубл. 1789), "Беседы Фокиона об отношении морали к политике" (1763), "Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ" (1768), "О законодательстве, или принципы законов" (1776). Цель социальной философии для Мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землей. Разделив ее, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к "системе общности" невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность - высшая личная и общественная добродетель. Сочинения: Разговоры Фокиевы о сходности нравоучения с политикой. M., 1772.Размышления о Греческой истории. М., 1773.Начальное основание нравоучения.. М., 1803. Ч. 1-3Избранные произведения. М.; Л., 1950.Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.Collection complete des oeuvres. Paris, 1794-1795. V. 1-15. Литература:Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции. М., 1977.Г. С. КучеренкоМАБУИ, род ящериц семейства сцинков. Длина до 22 см. Ок. 90 видов, в Африке, на Мадагаскаре, в Юж. Азии, Юж. и Центр. Америке, на Антильских о-вах; в Вост. Закавказье и на юге Ср. Азии - золотистая мабуи.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо